Уважаемые наши родители!
Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребёнок, системы дополнительного образования, особенно, как я уже говорила, на начальном этапе развития экологической культуры.
Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам.
Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что нельзя рвать цветочки, когда их сорвешь, они быстро завянут, а на полянке будут расти и долго радовать всех. Не всякое желание малыша может выполняться, и в этом нужно быть настойчивым, и не идти на поводу у ребенка.
Когда родители поступают иначе – у ребенка формируется потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде.
Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения.
Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми в тех семьях, где есть животные (рыбки, попугаи, собаки) и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семье, где взрослые равнодушно и с неприязнью относятся к природе.
Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания, родители могут способствовать разными способами: например когда дома выращивают комнатные растения, нужно не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом, цветением. Для этого нужны простейшие комнатные цветы: «Ванька мокрый», бегонии и т.д. В процессе экологического воспитания ребенка в семье нужно знакомить его с содержанием домашних животных, если таковые имеются. Где спят, что кушают, как играют. Дети с большим интересом рассказывают о братьях наших меньших. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.
В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, наблюдений на прогулках. Так происходит познание окружающей среды в природе, осознание ее неповторимости хрупкости. Огромное значение в воспитании любви к природе имеют семейные походы на природу. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам: не рвать цветы, убирать за собой мусор, не разжигать огонь. Детям необходимо разъяснять элементарные правила поведенья в природе, правила сбора ягод и фруктов. |